Liquid Funk

fabioМногие, изучивши Википедию, думают, что история ликвид фанка начинается в 2000 г. с выпуском Фабио одноимённой компиляции на лейбле Creative Source. Это не совсем так, хотя автором названия «ликвид фанк» действительно является Фабио. В 1998 г. в декабрьском выпуске журнала Mixmag была опубликована статья, в которой впервые говорится о ликвид фанке.Копия этой статьи лежала у меня на винчестере более 10 лет, прежде чем я решился перевести её. Мои более поздние попытки найти статью в Сети не увенчались успехом (попробуйте сами погуглить) и я выложил её на сайте Lazy People и у себя в ЖЖ (видно не всем!). Недавно я всё же нашёл старый сайт Mixmag, где можно ознакомиться с оригиналом. Если есть места в переводе, нуждающиеся в исправлении (а они есть, текст сырой!) – пишите в комментариях, поправлю. При переводе я добавил ссылки на упоминающиеся треки, так что их можно послушать (да, технологии ушли далеко вперёд). Итак, поехали.

Драм-н-бейс получил новое звучание. После двух лет мрака ведущие продюсеры сцены заново открыли для себя фанк.

Драм-н-бейс конечно умер. Его холодное тело похоронено в шести футах под грудой перекроенных идей и эго джеев, продюсеров и промоутеров. По крайней мере, так это выглядит с точки зрения большей части индустрии: продажи пластинок находятся на рекордно низком уровне, музыкальные магазины вынуждены закрываться, а ночные клубы запирают свои двери. Просто больше не в моде звуки гремящих ударных, раскатывающихся сабов и угрюмой акустики.

Но посмотрите внимательнее на драм-н-бейс сцену по мере приближения к 1999 году. Эти якобы творчески пустые времена, отнюдь не заполненные вцепившимися программистами, являются свидетелями андеграунда более трепещущего, чем это было в конце 1994 года. Причина проста: после тьмы последних двух лет драм-н-бейс вновь открыл для себя свои корни в фанке и вновь обнаружил тот сексуальный напор, что был характерен для джангла. Fabio называет это ликвид фанком, Grooverider – афро-фанком; так или иначе, слово «F» доминировало на дабплейтах в течение последних 6 месяцев. Просто послушайте сотрясающий танцпол афро-джанглистский вайб Shy FX – «Bambaata» или гений чистой похоти в треке Adam F – «Brand New Funk». Или сходите на забитые потными телами ведущие в Лондоне драм-н-бейс вечеринки Swerve и Movement, чтобы вновь почувствовать тазовые движения истинно низкой и грязной сущности брейкбита. Попробуйте сказать любому в этих клубах, что драм-н-бейс мертв, и они рассмеются вам в лицо.

Вернёмся назад к корням драм-н-бейса, до дней джангла, до хардкорового шума, а был тогда брейкбит. Стиль работы диджеев (cut&drop) обеспечивал основной фон для хип-хоп рэпперов, и его источником были старые фанковые пластинки. James Brown и Funkadelic жили благодаря олдскул хип-хопу, обеспечивая основе звука фанковые грани. Брейкбит, хардкор и последующие звуки дарксайда, джангла и драм-н-бейса несли атмосферу фанка, соединяя его сексуальную назойливость с холодом современной технологии и созидая гибридные формы.

Фанк, слово из четырёх букв (имеется в виду аналогия со словом «fuck»), всегда было связано с сексом. Где-то по ходу дела драм-н-бейс забыл об этом. Вместо того чтобы исследовать основное стремление брейкбита, игроки сцены двигались вглубь территории мозга. Брейки всё больше и больше создавались, а не сэмплировались. Это само по себе неплохо, за исключением того, что многие программисты не смогли бы построить фанковые сбивки, если бы от этого зависела их сексуальная жизнь. Добавьте к этому распространение тустеповых брейков, ризовых бейслайнов и унылой атмосферы, и станет ясно, что драм-н-бейс опускался в импотентный тупик.

В то же самое время, выпуск страшных полноформатных альбомов означал, что артисты теряют какую-либо необходимость в доверии танцпола. Текстеп превращался в новый хэви-метал – безфанковую форму для головотрясов, а серьезные записывающиеся артисты исчезали за чёрными спинами собственных концептуальных пассажей. «Фанк в том, чтобы быть подрывным с музыкой» – говорит Dextrous из Solid State, один из пионеров ликвид фанка – «Он поставил всё с ног на голову и играл с представлениями людей о том, какой должна быть танцевальная музыка. Драм-н-бейс является естественным преемником фанка, но дарксайд забыл об этом. Дарксайд занят продюсерами, производящих впечатление друг на друга с помощью нескольких фильтров. Это техническая вещь, сделанная для равных вам, и это слишком элитарно».
Серьезнейшей критикой того, что драм-н-бейс с головой погрузился в пучину тьмы, явилось то, что сцена превратилась в среду, изобилующую музыкальными снобами и самоизбранной элитой.

Другими словами, клубы вдруг заполнились мальчиками, восхищающимися звуками чьих-то игрушек. А девочки? Они просто перестали приходить. «Когда был джангл, вокруг всегда было много женщин», говорит Fabio. «Но как только стало мрачнее и тяжелее, всё это стало делом для парней, а клубы стали слишком агрессивными, слишком угрюмыми. Люди просто стояли и отходили: «оставь меня в покое, я здесь сам по себе», что явилось противоположностью того, что было при джангле или эйсид хаусе».

Существует довод, что мрачнуха оказала поддержку сцене, избавив клубы от журналистов-халявщиков и шлюх. Изживший себя узкий круг нашёл мрачное звучание слишком зловещим, предпочитая порошку в носах менее резкий биг-бит. Этот вопрос поднял лестерский ориджинал джанглист DJ SS: «Тьма должна была случиться — она расчистила место людей, которые пришли и испортили наши вечеринки», утверждает он. «Мы пришли от хардкора, которой стал мрачным, чтобы очистить сцену. То же самое произошло и с драм-н-бейсом. Дарк — это не плохо, но люди, которые набросились на него — плохие. Последние пару лет были действительно плохие времена, когда драм-н-бейс потерял свою самобытность. В нём стали использоваться всё те же брейки и басовые линии». Хуже того, многие из ведущих ди-джеев на протяжении этого времени, казалось, намеревались сузить играемые стили до такой степени, что только темные мелодии – преимущественно с собственных лэйблов – выходили в эфир.

Усиление ограничений на материал, приемлемый на танцполе, было причиной создания Fabio дома для ликвид фанка – вечеринок Swerve. «Я начал Swerve потому, что в прошлом году были определенные мелодии, которые я просто не мог нигде играть», говорит он. «То же самое было еще в ’94, что привело к открытию Speed. Я хотел иметь место, где я мог бы быть более свободным в том, что играть». Удивительно, но Fabio считает Speed – легендарный клуб, который он начал вместе с LTJ Bukem – местом, где драм-н-бейс сцена также впервые начала терять свой фанк. Соул и джаз атмосфера клубов унесла всё вглубь территории кофи-тейбла, что в конечном итоге привело к неизбежной негативной реакции.

«Я думаю, фанк отсутствовал даже в Speed», вспоминает он. «Потом была реакция на все те расплывчатые космические звуки, которые мы играли, и пришёл жесткий материал. Поверьте, я люблю некоторые жесткие вещи, но между ’96 и ’97 они наводнили всё вокруг». Ничего нового в фанковом драм-н-бейсе не существует. Peshay уже давно играет в фанковом стиле, так же как и Lemon D и Dilinjah со своим уникальным способом. Jumpin’ Jack Frost также может претендовать на звание чемпиона, жаря фанк на танцполе. И Andy C, и Ant Miles могут ввергнуть свою музыку в глубины тьмы, но они никогда не теряли ту самую фанковую грань.

Если это недавнее возрождение и имеет корни в какой-либо композиции, то это Reprazent – «Brown Paper Bag». Аранжировка этого трека обязана больше Джеймсу Брауну (точный размер и с толком использующиеся мотивы тут непрерывно развиваются к кульминации), чем часто упоминаемым джазовым фразам. Когда был выпущен трек, Roni Size объявил: «Я ничего не знаю о джазе, это на самом деле не моё. Reprazent это фанковая штука». Результаты низкой басовой линии и жирных брейков этого трека по настоящему проступают только сейчас. Команда Movement выдаёт минимал роллинг фанк такими вещами, как DJ Die — «Clear Skyz» и микс Dilinjah на Shy FX – «Bambaata». В Swerve ликвид фанк олицетворяют вещи Lo-Life – «The Trouble with Funk» на Audio Blueprint и Peshay – «Miles From Home» на Mo’Wax – два трека с подонкской мелодией, чернокожим бейслайном и свингом, большим, чем слоновьи яйца. Даже любимые Fatboy Slim’ом главари драм-н-бейса – Mickey Finn и Aphrodite – в огромной степени обязаны фанковым фильмам 70-х. В их выходках несомненно просачивается бас Parliament, прославленный Bootsy Collins.

Величайшей иронией этого нового фанка оказался тот факт, что лорды тьмы тоже доказали свою собственную квалификацию грува. Предстоящий альбом Ed Rush & Optical – «Wormhole» сплавил глубокий фанковый соус в атмосферу horrorcore, в то время как программинг Optical в недавнем альбоме Grooverider – «Mysteries of Funk» помог остановить его музыку от уклона в джаз-фьюжн и вернул обратно в глубь афро-фанка.
Быть может, тот факт, что все области спектра драм-н-бейс музыки еще раз почувствовали необходимость возврата к фанку, является ответом на негативные стороны джанглизма последних двух лет. Если когда-то ди-джеи прекратили вайб, то теперь они вновь раздвигают границы. Если раньше продюсеры стремились получить одобрение и поддержку своих коллег, то теперь они вновь смотрят на танцпол. Это здоровая окружающая среда, благоприятная для будущего драм-н-бейса. Возвращение фанка вдохнуло в сцену новую жизнь. Shy FX, который представляет новый фанки вайб в самом лучшем виде, говорит: «Люди делают как хорошие, так и плохие вещи. Происходит расширение границ независимо от результата. Драм-н-бейс всегда будет продвигать музыку, настолько, насколько она может двигаться».

DJ Hype, «хип-хоп meets джамп-ап», добавляет: «Люди знают, как сделать сейчас другой стиль — фанк лишь часть этого. Фанк на самом деле никогда не уходил, просто, может, это трудно было заметить. Если бы все начали делать только фанковые вещи, то люди бы жаловались, что все вокруг слишком фанковое. Сцена включает в себя множество стилей». «Многие журналисты и владельцы клубов говорят, что драм-н-бейс мертв, поэтому они перешли на биг-бит», говорит Fabio. «Я бы сказал, что сейчас все выглядит очень хорошо. Дела опять действительно хороши. Никогда не стоит недооценивать артистов с верой в драм-н-бейс. В этой музыке, если у вас есть вера, всегда должно что-то произойти». «Есть люди, которые живут этой музыкой», заключает DJ SS. «Вот почему он не умрет». Драм-н-бейс мертв. Да здравствует драм-н-бейс.

Who got the funk? Десять лучших фанкстеров.

SHY FX Shy FX, крестный отец хорошего грува, ответственен за две крупнейших мелодии года: «Bambaata» и «Pandora’s Box». «Я просто пытался сделать джангл вещь, как если бы она была из джунглей». Следите за ремиксом Dilinjah на «Bambaata», который сейчас рвёт танцполы в Movement. Фанк-фактор: 10/10

E-Z ROLLERS «Weekend World» служит образцом восходящего изящного фанкового грува в начале этого года, а их компиляция «Drumfunk Hooliganz» укрепила их позиции в качестве лидеров нового фанка. А их «Walk This Land» затмил всех в фильме «Карты, деньги и два ствола». Фанк-фактор: 9,5 / 10

ADAM F Признаки фанка были в прошлом году в треке «Dirty Harry» на его альбоме «Colours», а его недавний «Brand New Funk» действительно попал в самую точку. Фанк-фактор: 7,5 / 10

PESHAY Peshay – великий посланник downlow. Когда он не сёрфит по джазовым территориям, он использует слэповые басы и прожаренные брейки для создания потрясающих фанковых увертюр. Входящий в следующем году альбом должен обеспечить Peshay своим законным местом на самом верху. Фанк-фактор: 9,5 / 10

SOLID STATE Троица из Восточного Лондона, скрывающаяся за лэйблом State Of The Arts, ответственна за выдающийся трек на недавнем альбоме «Chemical Pilot», плюс за заглавную тему к шоу «The Lads» на Carlton TV. Фанк-фактор: 9,5 / 10

DJ ADDICTION Партнёр Fabio по Swerve. Его «Live At The Jazz Club» (Partisan) блуждает в глубоких джазовых территориях, но фанк всегда был неподалёку. Что доказано в сотрудничестве с Carlito, «Future Elements». Проверьте его вклад в серию «Transcentral Connection». Фанк-фактор: 9 / 10

PRISONERS OF TECHNOLOGY Команда, стоящая за драм-н-бейсовой переработкой Beastie Boys – «Intergalactic». Не удивительно, что они были выбраны, так как их собственный материал показывает больше, чем просто дань олдскул фанку. Смотрите их собственный лэйбл Fresh Kutt. Фанк-фактор: 7,5 / 10

MULDER Mulder, из выдающейся команды Aphrodite и Mickey Finn, сплавляет брейки с синкопированной кислотой, создавая огромный зажигающий ультра фанк. Обратите внимание на его микс на The Prodigy – «Funky Shit». Фанк-фактор: 7 / 10

SKYNET & STAKKA Дуэт из Брайтона, стоящий за темным фанком их собственного лейбла Audio Bluprint. Их подход, менее очевидный в области басовой линии, заключается в работе с ритмом для достижения максимального фанкового эффекта. Смотрите также Lo-Life – «The Trouble With Funk» на превосходной компиляции «Voyager». Фанк-фактор: 6,5 / 10

FUTURE ENGINEERS Коллектив из Глазго, чьим ликвид фанковым трекам на Partisan дополнительную технофанковость придал Neil Trix своим ремиксом на «Life Support». Проверьте их выдающийся материал на Good Looking. Фанк-фактор: 6,5 / 10

Перевод: Вадим pH Прохоров
Источник: http://kzndnb.ru/blog/History/23.html